Безумие - это что за состояние? Значение слова безумие Лечение безумия раньше.

БЕЗУМИЕ

БЕЗУМИЕ

Психическое и душевное , поведение, противоположное разумности. Имеются два основных подхода к анализу Б.: медицинский и филос. Согласно первому, Б. является болезнью; согласно второму, это духовная (моральная, религиозная) . Спор между сторонниками этих т.зр. уходит корнями в . Стоики, представители филос. подхода, считали, что душевные расстройства происходят от избытка страстей и неспособности к моральной ответственности. Платон называл одержимыми поэтов. Существовала близкая смысловая между представлениями о Б. и самоубийстве. Имела распространение и противоположная т.зр., одним из самых известных ее представителей был Гиппократ, считавший психические черты личности происходящими от физических причин.
С наступлением Средневековья медицинский подход надолго исчезает. Б. считается сакральной категорией: в нем видят одержимость бесами, до 15 в. сумасшедших приравнивали к еретикам и колдунам. Они оказывали, однако, некоторое влияние на общества через пророчества, юродство и т.п. Медицинский подход вновь проявляется в 15-16 вв.: больных изолируют, помещают в дома для умалишенных. Вплоть до 18 в. Б. не считалось, однако, болезнью, равной прочим (так, больных плохо кормили, заковывали в цепи).
Один из основоположников современной психиатрии фр. врач Ф. Пинель (1745-1826) развил идею «морального лечения» Б. С одной стороны, он рассматривал его как заболевание, имеющее органическую природу, с - считал, что нельзя понять Б., не обратившись к познанию духовной жизни. В рамках медицинского подхода термин «Б.» стал считаться уничижительным и постепенно заменился термином «психические заболевания». В 18-19 вв. постепенно возобладал медицинский подход к психическим болезням, вытеснив филос. к Б. Понятие «Б.» расщепилось на различные медицинские , в зависимости от т.зр. на патогенез психических заболеваний. В 19 в. в связи с развитием уголовного права разрабатывает критерии невменяемости. Медицинский подход достигает пика, психиатрия становится позитивистски ориентированной наукой, основанной на физиологии.
Радикальный поворот в подходе к Б. осуществил З. Фрейд. Психоанализ переходит к изучению психического функционирования в его становлении, перенося акцент с нозологии болезни на ее психологические истоки и, далее, с болезни на больного. Считая неврозы и даже некоторые обусловленными воспитанием, психическими (моральными) конфликтами детства, Фрейд практически реанимировал филос. подход, переведя его в русло исследования социальной детерминированности Б. В 20 в. в психиатрии получили широкое распространение «мягкие» методики психотерапии (беседы, групповая терапия, игры и т.п.), что отражает дальнейшее начатой психоанализом линии рассмотрения психических отклонений как имеющих психологические (неорганические) причины. В отличие от антич. варианта филос. подхода в характерным является поиск не моральных, а обусловленных внешней средой (воспитанием, культурой) причин психических болезней.
Одним из наиболее ярких представителей философии протеста против господства медицинского подхода является М. Фуко, который считает его яркой демонстрацией отказа от рассмотрения специфической «антропологической» реальности Б. Филос. симптомов психических отклонений позволяет исследовать специфические черты не только их самих, но и того, что считается разумом, и поставить об обоснованности превосходства последнего.
Подобных воззрений придерживаются также некоторые др. современные философы и психиатры, в частности, идеолог движения «антипсихиатрии» Р.Д. Лэйнг, который пишет, что по сравнению с миром психически больного здорового человека беднее, и проводит связь между Б. и трансцендентальным (религиозным) опытом.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "БЕЗУМИЕ" в других словарях:

    Сумасшествие, помешательство, мания. См. глупость... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. безумие безумность, безумство, помешательство, психоз, сумасшествие, отемнение ума,… … Словарь синонимов

    Понятие, приобретающее собственно философскую и культурологическую размерность в контексте выхода книги Фуко ‘История безумия в классическую эпоху’ (1961). Осмысливая генезис современного европейского человека, Фуко анализирует становление… … История Философии: Энциклопедия

    БЕЗУМИЕ, безумство ср. отсутствие, недостаток, бедность ума; малоумие, сумасшествие, помешательство; тупость, глупость; сумасбродство, шаль, дурь; нерассудительность, безрассудство. Безумный, сиб. безумленный, малоумный, помешанный; безумный… … Толковый словарь Даля

    См. Болезнь … Библейская энциклопедия Брокгауза

    БЕЗУМИЕ, безумия, мн. нет, ср. 1. Безрассудство, безрассудный поступок. С его стороны было безумием принимать такие условия. Любить до безумия. 2. Сумасшествие (устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БЕЗУМИЕ, я, ср. 1. То же, что сумасшествие (устар.). 2. Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении. Любить до безумия (очень сильно). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «БЕЗУМИЕ», СССР, Таллинфильм, 1968, ч/б, 79 мин. Драматическая притча. Конец второй мировой войны. В загородном доме для умалишенных эсэсовцы готовятся к операции по уничтожению пациентов. Но главврач, зная о приближении советских войск,… … Энциклопедия кино

    безумие - голое (Андреев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

    БЕЗУМИЕ - БЕЗУМИЕ, термин дореволюционного законодательства, означающий врожденную или отмеченную с самого младенчества душевную болезнь, в отличие от сумасшествия, обнимающего собой все остальные формы псих, расстройства. Впервые выражение Б. встречается… … Большая медицинская энциклопедия

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова безумие

безумие в словаре кроссвордиста

безумие

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

безумие

безумство ср. отсутствие, недостаток, бедность ума; малоумие, сумасшествие, помешательство; тупость, глупость; сумасбродство, шаль, дурь; нерассудительность, безрассудство. Безумный, сиб. безумленный, малоумный, помешанный; безумный также значит глупый, шальной, безрассудный. Безумное дело, доказывающее безрассудство человека. Безумливый, вологодск. безумоватый, несколько безумный, малоумный, беспамятный, беспамятливый (безумный и безумливый, как глупый и глуповатый). Безумность и безумливость ж. состояние безумного и безумливого. Безумец, безумок или безумник м. безумица, безумница ж. безумка об. человек, лишенный ума; поступающий безрассудно. Безумщина ж. бессмыслица, бестолочь, бестолковщина; сумасбродство. Безумить кого, делать без ума, лишать ума, сбивать с толку; выводить из себя; безуметь, лишаться ума, рассудка, памяти. Счастье обезумило его, он забылся. Никак ты сдуру обезумел? Безумничать, безумствовать, дурить, дурачиться; поступать как безумный, делать глупости, несообразности. Безумничанье, безумствование ср. поступки безумника.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

безумие

безумия, мн. нет, ср.

    Безрассудство, безрассудный поступок. С его стороны было безумием принимать такие условия. Любить до безумия.

    Сумасшествие (устар.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

безумие

    То же, что сумасшествие (устар.).

    Безрассудство полная ут-рата разумности в дейсдвиях) в поведении. Любить до безумия (очень сильно).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

безумие

    Сумасшествие.

    1. перен. Крайнее безрассудство.

      Безрассудный поступок.

  1. перен. Чрезвычайная сила проявления какого-л. чувства, состояния и т.п.; неистовство.

Википедия

Безумие (фильм, 1974)

«Безу́мие» - художественный фильм, снятый в жанре комедийного хоррора британским режиссёром Фредди Фрэнсисом, экранизация произведения Генри Сеймура Infernal Idol .

Безумие (фильм, 1995)

«Безумие» (, также известен под названием «Обезумевший» ) - американский триллер режиссёра Дэнни Хьюстона. Картина является экранизацией произведения Эндрю Найдермэна «Playmates» . Фильм не выходил в широкий кинопрокат и был выпущен только для домашнего просмотра.

Безумие (фильм)

Безумие :

  • « Безумие » - советский фильм 1968 года, произведённый студией Таллинфильм.
  • « Безумие » - британский фильм режиссёра Фредди Фрэнсиса, вышедший в 1974 году.
  • « Безумие » - американский фильм режиссёра Дэнни Хьюстона, вышедший в 1995 году.
  • « Безумие » - фильм совместного производства Франции, Бельгии и Великобритании, снятый Себастьеном Лифшицем и вышедший в 2004 году.
  • «» - британско-ирландский фильм режиссёра, вышедший в 2005 году.
  • « Безумие » - американский фильм режиссёра Джонатана Ливайна, вышедший в 2008 году.
  • «» - французский фильм режиссёра Пьера Годо, вышедший в году.
  • « Исступление », или «Безумие», - британский фильм режиссёра Альфреда Хичкока, вышедший в 1972 году.
  • « Лунатизм », или «Безумие», - чешский фильм режиссёра Яна Шванкмайера, вышедший в 2005 году.

Безумие (фильм, 2008)

«Безумие» - американская драма Джонатана Левайна, вышедшая в 2008 году.

Безумие (значения)

Безу́мие:

  • Безумие - тяжёлое психическое расстройство.
  • Безумие - видеоигра с элементами аркады.

Безумие (фильм, 2004)

«Безумие» - фильм режиссёра Себастьена Лифшица. В 2004 году на Берлинском кинофестивале картина была удостоена премии Тедди и в том же году получила специальный приз жюри на Международном кинофестивале в Хихоне, а также Приз большого жюри на кинофестивале Аутфест.

Примеры употребления слова безумие в литературе.

Там имелась двухфутовая жила абиссальных кристаллов - прямо на поверхности осколка, и было бы безумием оставить такое сокровище без охраны.

Но пока этот почтенный служитель церкви медленными и размеренными шагами приближался к приготовленной для него трибуне, его опередил неожиданно появившийся Аввакум Многогневный, тот одержимый безумием проповедник, внешность которого так поразила Мортона, когда он увидел его на заседании военного совета после победы при Лоудон-хилле.

Потому что путь автономности ведет либо к безумию , либо к той степени холодности, которая скорее ассоциируется с бледнолицыми местными жителями, нежели с пылким изгнанником.

В начале рассказа дается рассуждение на типичную для карнавализованной мениппеи тему об относительности и амбивалентности разума и безумия , ума и глупости.

Комендант надрывался, его голос был почти обычным, но все же присутствовала там неуловимая нотка безумия , от которой холодело внутри: -- Я бы с большим удовольствием устроил вам анадысь какую-нибудь интеллектуальную игру на высокие эстетические темы, судари мои и дамы, но вынужден, уж простите, откровенно подлаживаться к вашим вкусам, которые, сдается мне, особой широтой не отличаются.

На третьей фреске Анжу увидел чудовищные сцены, происходившие на фоне панорамы Лиона, на четвертой был изображен объятый безумием Руан.

Кассий, Децим Юний и прочие, понимая, что Брут витает в облаках, пытались втолковать ему, что оставлять Антония в живых -- настоящее безумие , непростительная политическая ошибка, способная обернуться катастрофой.

Не безумие ли со стороны человека, которого так давно преследовало апокалипсическое видение Греха, за порогом семидесятилетия связывать свою жизнь с молодой женщиной такой редкостной красоты?

Да, - вскричал Бальтазар, словно пораженный внезапным безумием , - да, Циннобер, божественный Циннобер, ты сложил меланхолические стихи о соловье и алой розе, и ты заслужил дивную награду, тобой полученную!

Боге, о религии, о справедливости, об искренности так, как говоришь о них, и ты будешь человеком, и тогда Божественное Провидение будет твоею предусмотрительностью, и ты увидишь у другого, что собственная предусмотрительность - безумие .

Дантес арестован как бонапартистский агент, и так как в то время даже смельчаки считали безумием любую попытку Наполеона вернуть себе престол, то Моррель встречал только холодность, боязнь или отказ.

Ну, а разве Золотой Телец Борджа, предносимый в кощунственных празднествах папе,-- не безумие ?

И Лука снова видел и слышал, как Боклер трещит по всем швам: братоубийственная борьба велась не только между классами, разрушительное брожение проникло в семьи, и ветер безумия и ненависти, проносясь над городом, будил в сердцах ярость.

Безумие охватило Землю, люди предавались пороку, братоубийственной войне и поклонялись Дьяволу.

Он и так отличался буйным характером, а его безумие довело эту буйность до дикости.

Время на чтение: 2 мин

Безумие – это устаревшее название сумасшествия, которое являет собой тяжелую потенциально неизлечимую психическую патологию. До конца девятнадцатого столетия безумием называли поведение либо мыслительное функционирование, преступающее границы принятой нормы в определенном социуме. Например, к разновидностям сумасшествия относили судороги, попытки самоубийства. Также эпилептические припадки, последствия мозговых травм и контузии считались признаками безумия. Итак, что означает слово безумие? Данный термин означает утрату ума. Безумец – это индивид, потерявший рассудок либо сошедший с ума. Поскольку исторически понятие «безумие» применялось к множеству различных недугов психики, сегодня оно употребляется крайне редко в современной медицинской и психотерапевтической практике, хотя разговорной речи также популярно.

Причины безумия

Безумие в жизни является тяжелым психическим недугом, который характеризуется искаженным восприятием реальности. Ученые утверждают, что легкое безумие обусловлено нарушением, происходящим в единстве человеческой души и тела. Считается, что главным фактором, провоцирующим начало безумия, является отсутствие возможности корректировки и принятия яви. То есть безумие простыми словами наступает, когда действительность перестает отвечать сформированным мозгом стереотипам. Вследствие того, что разновидности и формы безумия очень разнообразны, сегодня довольно трудно выделить общие причины, способные привести индивида к утрате разума.

Большинство средневековых психиатров, задаваясь вопросом, что такое безумие, относили к этому понятию такие проявления, как банальная лживость, отсутствие патриотизма, а также все, что делало индивидов отличными от основной массы людей. Они готовы были признать великих художников, находящихся в порыве творчества и вдохновения на грани безумия, душевнобольными.

В древности различали две категории причин помешательства: сверхъестественные и физические. Наши пращуры часто связывали сумасшествие с божественным наказанием за прегрешения. Другими словами, делая человека безумным, высшие силы, таким образом, старались наказать его. Однако нередко божественное сумасшествие давало знание, поэтому несло позитивное содержание.

Одержимость демонами также в те времена считалась распространенной причиной сверхъестественной природы, вызывающей описываемое состояние.

Зачастую проблемы морального и душевного характера могут вызвать симптомы безумия. Например, утрату разума может спровоцировать ежедневное повторение неприятностей, большое горе, гнев, сильная ярость. К физическим факторам, вызывающим сумасшествие относят травмы головы.

Медицина древней Греции, опираясь на изыскания Гиппократа, объясняла сумасшествие как излишек «черной желчи», пары которой оседали в головном мозге, разъедая его, что и вызывало помешательство. К росту активности, то есть холерическому сумасшествию, мании и эпилепсии приводил избыток «желтой желчи». Во времена господства ренессанса и гуманизма описываемая концепция обрела вторую жизнь.

Во второй половине девятнадцатого столетия прочно утвердилась теория позитивизма, которая гласила, что душа – это лишь марионетка мозга, поэтому все симптомы безумия имеют физическую природу и вполне излечимы. Вследствие влияния данной концепции из обихода ушло слово «душевнобольной», поскольку оно означало, что у человеческого субъекта есть душа, имеющая возможность «болеть». В обиходе окончательно утвердилось определение «безумец».

Сегодня все симптомы, ранее обобщенные термином безумие, обозначаются как расстройство психики. Ведь, что означает слово безумие? Оно означает без разума, то есть полная потеря разумности в поведении. Действия безумного становятся непредсказуемыми, как и при ряде патологий психики.

Современная психиатрия убеждена, что психические недуги наступают вследствие расстройства нейромедиаторного баланса, другими словами: структурно-функциональные элементы нервной системы – нейроны друг с другом не соединены, расстояние между ними называется синаптической щелью, в которой находятся нейромедиаторы, передающие импульсы между нейронами. наступают именно из-за нарушения вышеописанного баланса.

Признаки безумия

Поскольку формы безумия довольно многообразны, выделить общие признаки довольно проблематично. Отдельными критериями могут служить поведенческие отклонения от общепринятых норм, например, патологическая гиперактивность и кататонический .

Начало безумия сигнализируют следующие признаки:

Отсутствие самокритики;

Беседа с самим собой словно с другим человеком;

Резкие смена настроения, носящие беспричинный характер.

Диагноз безумие с точки зрения воздействия на социальное окружение выделяют опасное сумасшествие и полезное. К опасному помешательству относят , ярость, манию и иные симптомы полоумия, в ходе которых страдающий индивид может нанести моральный вред или травмы окружающим.

К полезному безумию относят дар предвидения, творческое вдохновение, восторг и экстаз. Многие известные гении находились на грани безумия и создавали шедевры.

По характеру симптоматики безумие в жизни подразделяется на меланхолию, манию и истерию. Меланхолия проявляется в удрученности, полной , вялости, отсутствии интереса к происходящему. Индивиды, страдающие данным отклонением, испытывают терзания и душевные мучения, пребывают продолжительное время в угнетенном состоянии. Мания и истерия – это полная противоположность меланхолии. Данные отклонения выражаются пациента, возбужденным состоянием и яростью. Индивиды, подверженные мании или истерии, могут импульсивно совершать необдуманные поступки, которые зачастую несут негативные последствия.

По степени тяжести сумасшествие классифицируется на слабое (легкое безумие), серьезное и острое. Слабое расстройство характеризуется проявлениями клинических симптомов либо они выражены в легкой форме. Серьезное помешательство – это расстройство сознания, с которым субъект справиться самостоятельно не в состоянии.

Симптомы серьезного безумия характеризуются нарастанием интенсивности и частоты возникновения. Острое помешательство проявляется сильными отклонениями в функционировании психики, которые носят постоянный характер.

Лечение безумия

В темные века помешательство зачастую пытались излечивать при помощи магии и чтения различных заклинаний. Ведь что такое безумие для средневековых людей? Это одержимость, вселение беса. В католицизме средствами излечения служили мессы, молитвы и паломничество, в евангелизме применялось дополнительно чтение над душевнобольным Библии.

В каменном веке по свидетельствам многочисленных раскопок, для лечения применялась такая процедура, как трепанация черепа. Средневековые психиатры полагали, что освободить демона в голове и дать ему дорогу на свободу можно при помощи отверстия в черепе. И хотя диагноз безумие вряд ли возможно излечить данным способом, он дает основание предположить, что уже в средневековую эпоху сумасшествие связывали с наличием патологий в головном мозге.

Невежество психиатров и неразвитость психиатрии как науки породили ее темные стороны в конце девятнадцатого начале двадцатого столетия. Именно тогда стали применять не имеющие под собой никакой теоретической основы такие изуверские хирургические способы лечения, как гистерэктомия (удаление матки), женское обрезание (удаление женских гениталий: клитора, губ), лоботомия (иссечение или отделение одной доли мозга от других областей), а также метод шоковой терапии.

Медик и филантроп Ф. Пинель, возглавив заведение для умалишенных в Париже, ввел гуманитарные методы терапии и классифицировал их по форме недуга и тяжести течения. Все категории пациентов он разделил на зоны, в которых развитие отдельных форм болезни можно сравнивать и непосредственно изучать. Весь приобретенный опыт Пинель изложил в монографии, которая стала базисом для научной классификации безумия.

Доктор Г. Коттон был убежден, что главными причинами помешательства являются локализованные инфекции. Он считается основателем метода «хирургическая бактериология», который стал широко применять на душевнобольных, находящихся на лечении в больнице города Трентон.

Коттон совместно со своей командой провели множество операций на душевнобольных людях, нередко без их согласия. Вначале они удаляли больным миндалины и зубы, если излечение не было достигнуто, то они удаляли внутренние органы, которые, по их мнению, порождали проблемы. Коттон до фанатизма верил в собственные методы, вследствие чего удалил собственные зубы, а также провел аналогичную операцию на жене и двух сыновьях.

Коттон был убежден, что придуманный им метод давал высокую степень эффективности излечения пациентов. Хотя на самом деле данное утверждение далеко от истины. Он оправдал смерть сорока девяти пациентов от колэктомии (удаление кишки) тем, что у них якобы была «терминальная стадия психоза» до операции. После смерти Коттона его методы канули в безвестность.

Современная медицина лечит психические недуги комплексно, включая медикаментозную терапию и психотерапевтические техники.

Шоковая терапия применяется до сих пор, но в современной вариации (под наркозом). Она успешно зарекомендовала себя в лечении биполярных расстройств.

Кроме того, по сей день «душевнобольных» индивидов изолируют от общества. Но современные клиники, к счастью, ничего не имеют общего с домами, где содержались душевнобольные до конца девятнадцатого столетия.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

глубокое умственное расстройство. Термин «безумие», под который в прошлом веке подводили все умственные расстройства, является слишком общим и сейчас редко используется в психиатрии, разве что в составе некоторых специальных выражений. В прошлом безумные считались какими-то особенными существами. Затем было замечено, что в действительности каждый индивид несет в себе свою «теневую» сторону - импульсы и желания, вытесненные, укрощенные или направленные общественной жизнью в нужное русло. Человек в гневе на несколько мгновений превращается в безумного. Безумие возникает скорее в результате неуравновешенности между различными составляющими личности, между различными аспектами жизни.

Преимущественно оно имеет социальное значение и указывает на социально неприспособленное поведение: так, психологически безумный человек (например, эпилептик) может найти социально пригодную для него должность (в Индии он может стать шаманом, т.е. вдохновленным свыше жрецом). Общее понятие «безумие» указывает на потерю чувства ответственности или чувства реальности (психастения). Сегодня на смену этому термину пришли термины невроз (ухудшение отношений с другим) и психоз (разрыв отношений с другим). Сегодня безумный не изолирован от общества и не оставлен наедине со своей участью. Врачи пытаются его лечить с помощью впрыскивания химически активных веществ; но в действительности только психоанализ (психопатология) позволяет установить точные диагнозы и останавливать прогрессирование заболевания в тот момент, когда оно еще излечимо.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЕЗУМИЕ

Франц. FOLIE, DERAISON. Кардинальное понятие в системе мышления и доказательств М. Фуко. Согласно Фуко, именно отношением к безумию проверяется смысл человеческого существования, уровень его цивилизованности, способность человека к самопознанию и пониманию своего места в культуре. Иначе говоря, отношение человека к «безумцу» вне и внутри себя служит для Фуко показателем, мерой человеческой гуманности и уровнем его зрелости. И в этом плане вся история человечества выглядит у него как история безумия.

Как теоретика Фуко всегда интересовало то, что исключает разум: безумие, случайность, феномен исторической непоследовательности - прерывности, дисконтинуитета - все то, что, по его определению, выявляет «инаковость», «другость» в человеке и его истории. Как все философы-постструктуралисты, он видел в литературе наиболее яркое и последовательное проявление этой «инаковости», которой по своей природе лишены тексты философского и юридического характера. Разумеется, особое внимание он уделял литературе, «нарушающей» («подрывающей») узаконенные формы дискурса своим «маркированным» от них отличием, т. е. ту литературную традицию, которая была представлена для него именами де Сада, Нерваля, Арто и, естественно, Ницше.

С точки зрения Фуко «нормальный человек» - такой же продукт развития общества, конечный результат его «научных представлений» и соответствующих этим представлениям юридически оформленных законов, что и «человек безумный»: «Психопатология XIX в. (а вероятно, даже и наша) верила, что она принимает меры и самоопределяется, беря в качестве точки отсчета свое отношение к homo natura, или к нормальному человеку. Фактически же этот нормальный человек является спекулятивным конструктом; если этот человек и должен быть помещен, то не в естественном пространстве, а внутри системы, отождествляющей socius с субъектом закона» (Foucault:1972a, с. 162).

Иными словами, грань между нормальным и сумасшедшим, утверждает Фуко, исторически подвижна и зависит от стереотипных представлений. Более того, в безумии он видит проблеск «истины», недоступной разуму, и не устает повторять: мы - «нормальные люди» - должны примириться с тем фактором, что «человек и безумный связаны в современном мире, возможно, даже прочнее, чем в ярких зооморфных метаморфозах, некогда иллюстрированных горящими мельницами Босха: человек и безумный объединены связью неуловимой и взаимной истины; они говорят друг другу эту истину о своей сущности, которая исчезает, когда один говорит о ней другому» (там же, с. 633). Пред лицом рационализма, считает ученый, «реальность неразумия» представляет собой «элемент, внутри которого мир восходит к своей собственной истине, сферу, где разум получает для себя ответ» (там же, с. 175).

В связи с подобной постановкой вопроса сама проблема безумия как расстройство психики, как «душевная болезнь» представляется Фуко проблемой развития культурного сознания, историческим результатом формирования представлений о «душе» человека, представлений, которые в разное время были неодинаковы и существенно видоизменялись в течение рассматриваемого им периода с конца Средневековья до наших дней.

Подобная высокая оценка безумия-сумасшествия несомненно связана с влиянием неофрейдистских установок, преимущественно в той форме экзистенциально окрашенных представлений, которую они приняли во Франции, оказав воздействие практически на весь спектр гуманитарных наук в самом широком смысле этого понятия. Для Фуко проблема безумия связана в первую очередь не с природными изъянами функции мозга, не с нарушением генетического кода, а с психическим расстройством, вызванным трудностями приспособления человека к внешним обстоятельствам (т. е. с проблемой социализации личности). Для него - это патологическая форма действия защитного механизма против экзистенциального «беспокойства». Если для «нормального» человека конфликтная ситуация создает «опыт двусмысленности», то для «патологического» индивида она превращается в неразрешимое противоречие, порождающее «внутренний опыт невыносимой амбивалентности»: «"беспокойство" - это аффективное изменение внутреннего противоречия. Это тотальная дезорганизация аффективной жизни, основное выражение амбивалентности, форма, в которой эта амбивалентность реализуется» (Foucault:1976, с. 40).

Но поскольку психическая болезнь является человеку в виде «экзистенциальной необходимости» (там же, с. 42), то и эта «экзистенциальная реальность» патологического болезненного мира оказывается столь же недоступной исторически-психологическому исследованию и отторгает от себя все привычные объяснения, институализированные в понятийном аппарате традиционной системы доказательств легитимированных научных дисциплин: «Патологический мир не объясняется законами исторической причинности (я имею в виду, естественно, психологическую историю), но сама историческая каузальность возможна только потому, что существует этот мир: именно этот мир изготовляет связующие звенья между причиной и следствием, предшествующим и будущим» (там же. с. 55).

Поэтому корни психической патологии, по Фуко, следует искать «не в какой-либо «метапатологии», а в определенных, исторически сложившихся отношениях к человеку безумия и человеку истины (там же, с. 2). Следует учесть, что «человек истины», или «человек разума», по Фуко, - это тот, для которого безумие может быть легко «узнаваемо», «обозначено» (т. е. определено по исторически сложившимся и принятым в каждую конкретную эпоху приметам, воспринимаемым как «неоспоримая данность»), но отнюдь не «познано». Последнее, вполне естественно, является прерогативой лишь нашей современности - времени «фукольдианского анализа». Проблема здесь заключается в том, что для Фуко безумие в принципе неопределимо в терминах дискурсивного языка, языка традиционной науки; потому, как он сам заявляет, одной из его целей было показать, что «ментальная патология требует методов анализа, совершенно отличных от методов органической патологии, что только благодаря ухищрению языка одно и то же значение было отнесено к «болезни тела» и «болезни ума» (там же. с. 10). Саруп заметил по этому поводу:

«Согласно Фуко, безумие никогда нельзя постичь, оно не исчерпывается теми понятиями, которыми мы обычно его описываем. В его работе «История безумия» содержится идея, восходящая к Ницше, что в безумии есть нечто, выходящее за пределы научных категорий; но связывая свободу с безумием, он, по моему, романтизирует безумие. Для Фуко быть свободным значит не быть рациональным и сознательным» (Sarup:1988, с. 69). Иными словами, перед нами все та же попытка объяснения мира и человека в нем через иррациональное человеческой психики, еще более долженствующая подчеркнуть недейственность традиционных, «плоско-эволюционистских» теорий, восходящих к позитивистским представлениям.

Проблематика взаимоотношения общества с «безумцем» («наше общество не желает узнавать себя в больном индивиде, которого оно отвергает или запирает; по мере того, как оно диагнозирует болезнь, оно исключает из себя пациента») (Foucault:1972a, с. 63) позволила Фуко впоследствии сформулировать концепцию «дисциплинарной власти» как орудия формирования человеческой субъективности.

Фуко отмечает, что к концу Средневековья в Западной Европе исчезла проказа, рассматривавшаяся как наказание человеку за его грехи, и в образовавшемся вакууме системы моральных суждений ее место заняло безумие. В эпоху Возрождения сумасшедшие вели как правило бродячий образ жизни и не были обременены особыми запретами, хотя их изгоняли из городов, но на сельскую местность эти ограничения не распространялись. По представлениям той эпохи «подобное излечивалось себе подобным», и поскольку безумие, вода и море считались проявлением одной и той же стихии изменчивости и непостоянства, то в качестве средства лечения предлагалось «путешествие по воде». И «корабли дураков» бороздили воды Европы, будоража воображение Брейгеля, Босха и Дюрера, Бранта и Эразма проблемой «безумного сознания», путающего реальность с воображаемым. Это было связано также и с тем, что начиная с XVII в., когда стало складываться представление о государстве как защитнике и хранителе всеобщего благосостояния, безумие, как и бедность, трудовая незанятость и нетрудоспособность больных и престарелых превратились в социальную проблему, за решение которой государство несло ответственность.

Через сто лет картина изменилась самым решительным образом - место «корабля безумия» занял «дом умалишенных»: с 1659 г. начался период, как его назвал Фуко, «великого заключения» - сумасшедшие были социально сегрегированы и «территориально изолированы» из пространства обитания «нормальных людей», психически ненормальные стали регулярно исключаться из общества и общественной жизни. Фуко связывает это с тем, что во второй половине XVII в. начала проявляться «социальная чувствительность», общая для всей европейской культуры: «Восприимчивость к бедности и ощущение долга помочь ей, новые формы реакции на проблемы незанятости и праздности, новая этика труда» (там же, с. 46).

В результате по всей Европы возникли «дома призрения», или, как их еще называли, «исправительные дома», где без всякого разбора помещались нищие, бродяги, больные, безработные, преступники и сумасшедшие. Это «великое заключение», по Фуко, было широкомасштабным полицейским мероприятием, задачей которого было искоренить нищенство и праздность как источник социального беспорядка: «Безработный человек уже больше не прогонялся или наказывался; он брался на попечение за счет нации и ценой своей индивидуальной свободы. Между ним и обществом установилась система имплицитных обязательств: он имел право быть накормленным, но должен был принять условия физического и морального ограничения своей свободы тюремным заключением» (там же. с. 48). В соответствии с новыми представлениями, когда главным грехом считались не гордость и высокомерие, а лень и безделье, заключенные должны были работать, так как труд стал рассматриваться как основное средство нравственного исправления.

К концу XVIII в. «дома заключения» доказали свою неэффективность как в отношении сумасшедших, так и безработных; первых не знали, куда помещать - в тюрьму, больницу или оставлять под призором семьи; что касается вторых, то создание работных домов только увеличивало количество безработных. Таким образом, замечает Фуко, дома заключения, возникнув в качестве меры социальной предосторожности в период зарождения индустриализации, полностью исчезли в начале XIX столетия.

Очередная смена представлений о природе безумия привела к «рождению клиники», к кардинальной реформе лечебных заведений, когда больные и сумасшедшие были разделены и появились собственно психиатрические больницы - asiles d&alienes. Они так первоначально и назывались: «приют», «убежище» и их возникновение связано с именами Пинеля во Франции и Тьюка в Англии. Хотя традиционно им приписывалось «освобождение» психически больных и отмена практики «насильственного принуждения», Фуко стремится доказать, что фактически все обстояло совершенно иначе. Тот же Сэмуэл Тьюк, выступая за частичную отмену физического наказания и принуждения по отношению к умалишенным, вместо них пытался создать строгую систему самоограничения; тем самым он «заменил свободный террор безумия на мучительные страдания ответственности... Больничное заведение уже больше не наказывало безумного за его вину, это правда, но оно делало больше: оно организовало эту вину» (там же, с. 247). Труд в «Убежище» Тьюка рассматривался как моральный долг, как подчинение порядку. Место грубого физического подавления пациента заняли надзор и «авторитарный суд» администрации, больных стали воспитывать тщательно разработанной системой поощрения и наказания, как детей. В результате душевнобольные «оказывались в положении несовершеннолетних, и в течение длительного времени разум представал для них в виде Отца» (там же. с. 254).

Возникновение психических больниц (в книге «Рождение клиники», 1963) (Foucault:1978b), пенитенциарной системы (в работе «Надзор и наказание», 1975) (Foucault:1975) рассматриваются Фуко как проявление общего процесса модернизации общества, связанной со становлением субъективности как формы современного сознания человека западной цивилизации. При этом ученый неразрывно связывает возникновение современной субъективности и становление современного государства, видя в них единый механизм социального формирования и индивидуализации (т. е. понимает индивидуализацию сознания как его социализацию), как постепенный процесс, в ходе которого внешнее насилие было интериоризировано, сменилось состоянием «психического контроля» и самоконтроля общества.

В определенном смысле обостренное внимание Фуко к проблеме безумия не является исключительной чертой лишь только его мышления - это скорее общее место всего современного западного «философствования о человеке», хотя и получившее особое распространение в рамках постструктуралистских теоретических представлений. Практически для всех постструктуралистов было важно понятие «Другого» в человеке, или его собственной по отношению к себе «инаковости» - того не раскрытого в себе «другого», «присутствие» которого в человеке, в его бессознательном, и делает человека нетождественным самому себе. Тайный, бессознательный характер этого «другого» ставит его на грань или, чаще всего, за пределы «нормы» - психической, социальной, нравственной, и тем самым дает основания рассматривать его как «безумного», как «сумасшедшего».

В любом случае, при общей «теоретической подозрительности» по отношению к «норме», официально закрепленной в обществе либо государственными законами, либо неофициальными «правилами нравственности», санкционируемые безумием «отклонения» от «нормы» часто воспринимаются как «гарант» свободы человека от его «детерминизации» господствующими структурами властных отношений. Так, Лакан утверждал, что бытие человека невозможно понять без его соотнесения с безумием, как и не может быть человека без элемента безумия внутри себя.

Еще дальше тему «неизбежности безумия» развили Делез и Гваттари с их дифирамбами в честь «шизофрении» и «шизофреника», «привилегированное» положение которого якобы обеспечивает ему доступ к «фрагментарным истинам». У Делеза и Гваттари «желающая машина» (желание) по сути дела символизирует свободного индивида - «шизо», который как «деконструированный субъект», «порождает себя как свободного человека, лишенного ответственности, одинокого и радостного, способного, наконец, сказать и сделать нечто просто от своего имени, не спрашивая на то разрешения: это желание, не испытывающее ни в чем нужды, поток, преодолевающий барьеры и коды, имя, не обозначающее больше какое-либо «это». Он просто перестал бояться сойти с ума» (Deleuze, Guattari: 1972, с. 131). Если спроецировать эти рассуждения на ту конкретно-историческую ситуацию, когда они писались - рубеж 60-х-70-х гг., - то их вряд ли можно понимать иначе, как теоретическое оправдание анархического характера студенческих волнений данного времени.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Безумие нередко приписывают творческим людям, гениям, а также магам и экстрасенсам. В этом случае оно приобретает романтический окрас и граничит с гениальностью человека. Но безумие относят и к тяжелым психическим расстройствам. Сумасшедшего изолируют от общества, поскольку он способен нанести вред окружающим. Для того чтобы понять значение этого термина, следует внимательно изучить данную статью.

Что такое безумие?

Старинное название этого термина - сумасшествие. Сегодня безумие - это психическое заболевание. А в далеком прошлом безумцами считали людей, которые мыслили не так, как остальные. Они могли выйти за рамки приличия и не следовали общепринятым правилам. Затем безумными считали людей, совершивших суицид или страдающих судорогами. Сегодня такое название применяют для обозначения психического состояния человека, когда тот теряет способность здравомыслия и становится сумасшедшим.

Безумие может отличаться по форме проявления:

  • Полезное сумасшествие - состояние в котором человек не опасен для окружающих. Может быть: мистическим, поэтическим или эротическим. Творческие натуры или маги часто становятся сумасшедшими. Сюда относят и состояние экстаза или восторга.
  • Безрассудство, которое подразделяют на безумие, помешательство и невменяемость. По мнению И. Канта, первое проявляется в отсутствии логики, а второе - в безрассудстве.
  • Меланхолия. Раньше ранее данное состояние приписывали творческим личностям. В те времена особое внимание уделяли внешности человека. Если у него присутствовали тонкие черты лица и бледность, то он считался меланхолическим безумцем.
  • Истерия и мания - состояние противоположное предыдущему, проявляется в повышенной активности и неспособности контролировать собственные эмоции. Человек с такой формой заболевания добивается поставленной цели любыми способами.

Раньше под безумием подразумевали кучу заболеваний. К ним относились различные состояния: галлюцинации, кома, летаргический сон, эпилепсия и многое другое, что отличало человека от других.

Симптомы проявления заболевания

Основным критерием определения безумия является утрата способности логического мышления. Четкого проявления у этого состояния нет. Оно может проявляться в виде систематического неадекватного поведения у больного человека или временного - у здорового. Отсутствие логики в суждениях и мышлении относится к проявлению безумия, а также страх, ярость, аффект. Человек перестает понимать последствия совершаемых поступков. Главной жизненной целью для него становится удовлетворение животных инстинктов. Он не способен разграничить реальность и внутренние переживания. Человек погружен в иллюзии своего воображения.

Безумие может проявляться в виде следующих симптомов:


Психологи разделили безумие на такие состояния:

  • Меланхолия - проявляется в виде удрученности, апатии, безучастности, вялости, душевных терзаний. Это состояние носит продолжительный характер.
  • Мания и истерия - проявляется в виде агрессии, ярости, импульсивных поступков.

Состояние безумия постоянно прогрессирует, оно становится более длительным. Могут произойти серьезные психические отклонения, которые станут постоянными.

Как определить безумие?

Выявить сумасшедшего не трудно. Если человек совершает поступки, которые не вписываются в рамки дозволенного, его речь нелогична - это безумие.

Признаки заболевания:

  • отсутствие самокритики;
  • утрата самоконтроля;
  • разговоры с самим собой;
  • резкая перемена настроения, которая происходит без причин.

Безумие может быть как полезным, так и вредным. К первым относят поступки, которые не наносят окружающим вред. Это могут быть любовные подвиги или создание поэзии. Если поступок способен навредить окружающим, то такого человека в принудительном порядке заставляют лечиться в больнице.

Иногда творческие люди считаются безумцами. Они в своих рассуждениях выходят за рамки общественного сознания, воспринимают мир другим. Но если человек способен логически обосновать и вывести теорию, то его нельзя назвать таковым. Люди с психическими отклонениями относятся к инвалидам, если они теряют ощущение реальности и своими поступками могут нанести вред окружающим, а также не способны ухаживать за собой и обеспечивать. Эти люди выделяются своим внешним видом и нестандартным поведением.

Причины безумия в современной медицине

Проявлений данного состояния множество и поэтому происхождение болезни существенно отличается. Спровоцировать ее могут различные факторы.

В зависимости от тяжести состояния, безумие делят на:

  • Слабое - может встречаться иногда даже у здорового человека, на фоне несоответствия собственных стереотипов. Нежелание принимать реальность приводит к внутреннему конфликту. Человек, находящийся в таком состоянии, совершает иногда странные поступки.
  • Тяжелое - при такой форме у больного могут часто возникать сильные приступы, которые он не способен контролировать;
  • Острое - состояние выражается в патологических изменениях психики на постоянной основе.

Причины безумия в древние времена

Раньше причины появления безумия делили на:

  • Сверхъестественные. Считалось, что это наказание человеку за плохие поступки от высших сил. Также причиной считали одержимость демонами. Но если безумец приносил новые знания, то ему прощалось многое.
  • Физические - считали, что болезнь возникла вследствие травмы головы.

Современная медицина выделяет совершенно другие причины появления безумия. Постоянное нахождение в стрессовой ситуации, когда человек не видит выхода из нее и постоянно ощущает гнев, ярость или горе. Такие чувства могут спровоцировать развитие сумасшествия. Другой причиной в психиатрии считают сбои в работе нервной системы, которая сказывается на проводимости нейромедиаторов.

Лечение безумия раньше

В разные времена методики борьбы с заболеванием существенно отличались. В годы, когда безумие считали вселением бесов, его лечили при помощи заклинаний, чтения Библии и других магических способов. А до того даже делали Хоть этот метод и был неэффективен, но уже тогда становилось ясно, что причина болезни кроется в голове. В средние века считали, что безумие - это физическое заболевание. Методики лечения в те времена не существовало. Люди того времени пытались понять, что это за состояние - безумие. Поэтому искали причину, удаляя поочередно различные части тела, что, естественно, не приносило результата.

Лечение безумия сейчас

В современной медицине при лечении сумасшествия используют медикаментозную и терапевтическую методики. Определяют лечение симптомы безумия и его тяжесть. Во время реабилитации пациенты находятся в изоляции от общества. Легкую форму болезни лечат у психолога или психиатра. Специалист помогает принять реальность и избавиться от нежелательного поведения.

Болезнь не отражается на продолжительности жизни, если присутствует должный уход и лечение. Человек не может самостоятельно идентифицировать свое состояние и не способен самостоятельно проходить лечение. Поэтому такие пациенты часто находятся в изоляции от общества. Люди, страдающие этим заболеванием, нередко совершают преступления, после чего их отправляют на лечение принудительно.

Культура древних

Это расстройство еще с древних времен пугало людей. Поэтому изображение богов безумия выглядят ужасающе. В древней Греции воплощением сумасшествия являлись Пан и Мания. Эллины изображали Богиню со странной улыбкой, высунутым языком и пустым взглядом. Мания, согласно легенде, могла одурманить человека и наградить любой одержимостью. Это могла быть излишняя самоуверенность или чрезмерная страсть к деньгам.

Пан, по легенде, шокировал свою мать, поскольку родился с рогами, копытами и козлиной бородой. Сразу после появления на свет он начал плясать. Став пастушьим покровителем, он постоянно мешал им спать своими воплями. Оба мифических героя позже стали названиями психиатрических терминов, которые характеризуют безумие. Мания - чрезмерная страсть, которая может проявляться к чему угодно. Второй термин - это панические атаки. Они проявляются в виде неконтролируемого состояния ужаса.

Отсутствие знаний о психических заболеваниях привели к тому, что безумию приписывали мистическое происхождение. Даже ходили слухи, что из него можно черпать вдохновение. Особенно популярным такое мнение было в эпоху Возрождения, когда в моду вошла меланхолия. Но современные психологи доказали, что придание романтического окраса безумию - это проявление страха перед ним. И сейчас бытует мнение, что гениальность граничит с безумием. Поэтому в современном словаре появился новый термин, который характеризует творческое проявление безумия - креативность. Что в переводе с английского означает "сумасшедший".

Итак, безумие в древние времена трактовали по-разному. Его относили и к наказанию свыше, и к гениальности. В разные времена использовались различные методы лечения. Некоторые из них вызывают шок и отвращение у современного человека. В современном обществе безумие лечат в специализированных учреждениях медикаментозными и психотерапевтическими методиками.