Изготовление материала для режиссерских игр. План-конспект урока на тему: "Режиссерские игры детей дошкольного возраста"

Подбор игрового материала

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития.

Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек - предметы-заместители , т.е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

Детям можно давать игрушки всех видов. (см. приложение) Следует только помнить, что страсть ребенка к исследованию может отвлечь его от сюжетной игры на манипулирование предметом, который имеет много деталей. Например, вместо того, чтобы готовить еду на плите с множеством ручек, ребенок может начать крутить их или попытаться отломать. Поэтому, прежде, чем организовывать сюжетную игру с такими игрушками, следует сначала дать ему возможность изучить их. Только после того, как ориентировочные действия иссякнут, игрушку можно использовать для сюжетной игры.Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в “игровой цивилизации”. ? М., 1999. ? С. 25.

Вместе с тем, необходимо помнить, что ребёнок сможет играть с игрушками самостоятельно, только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и строить свой воображаемый мир. Научить его играть может только тот, кто уже владеет этой замечательной способностью.

Непременным атрибутом режиссёрских игр являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых ситуаций. Например, таких кукол легче кормить и причесывать, но неудобно пеленать или купать.

Для более гибкого использования хороши куклы-голыши с нарисованными лицами и лепными волосами. Таких кукол должно быть достаточно много. Они должны быть разных размеров, с разной мимикой (смеющиеся, спокойные, грустные), иметь подвижные руки и ноги. Таких кукол легко носить, укачивать, пеленать, сажать и пр.

Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К.Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е.М. Гаспарова Гаспарова Е.М. Режиссерские игры.// Игры дошкольника. - М., 1989. - С. 54. предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. КравцоваКравцова Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996. ? С. 65. трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е.Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой работе своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению Смирнова Е.О. Воспитывать, играя. Детский практический психолог? 1995. ? С. 86-90..

Выводы к III-ей главе:

Важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог должен прибегать к опосредованному руководству деятельностью ребенка

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста

Вмешательство взрослого в режиссерскую игру ребенка должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития.

Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек - предметы-заместители, т.е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

Детям можно давать игрушки всех видов. (см. приложение) Следует только помнить, что страсть ребенка к исследованию может отвлечь его от сюжетной игры на манипулирование предметом, который имеет много деталей. Например, вместо того, чтобы готовить еду на плите с множеством ручек, ребенок может начать крутить их или попытаться отломать. Поэтому, прежде, чем организовывать сюжетную игру с такими игрушками, следует сначала дать ему возможность изучить их. Только после того, как ориентировочные действия иссякнут, игрушку можно использовать для сюжетной игры.

Вместе с тем, необходимо помнить, что ребёнок сможет играть с игрушками самостоятельно, только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и строить свой воображаемый мир. Научить его играть может только тот, кто уже владеет этой замечательной способностью.

Непременным атрибутом режиссёрских игр являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых ситуаций. Например, таких кукол легче кормить и причесывать, но неудобно пеленать или купать.

Для более гибкого использования хороши куклы-голыши с нарисованными лицами и лепными волосами. Таких кукол должно быть достаточно много. Они должны быть разных размеров, с разной мимикой (смеющиеся, спокойные, грустные), иметь подвижные руки и ноги. Таких кукол легко носить, укачивать, пеленать, сажать и пр.

Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К.Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е.М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е.Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой работе своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог должен прибегать к опосредованному руководству деятельностью ребенка

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста

Вмешательство взрослого в режиссерскую игру ребенка должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка

Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: игра в «школу» под влиянием рассказов брата и т.д. Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссёрской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д. А также речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа.

Преимущества игры.

  • Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
  • В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

Значение режиссёрской игры.

  • Дети самореализуются;
  • У детей активизируются речь, воображение, мышление;
  • У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.

Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.

Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.

На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.

В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.

Условия развития режиссёрской игры:

  • У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
  • Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
  • Должно быть свободное время;
  • Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
  • У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.

Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.

Режиссерская игра по русской народной сказке "Теремок" во второй младшей группе

Раздел программы: Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.

Группа: II младшая.

Цель занятия: разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок».

Задачи:

  • Образовательные :
  • учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форме, не искажая композицию;
  • учить воспроизводить действия персонажей сказки;
  • учить детей быть актерами во время игры;
  • совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания;
  • учить детей создавать на основе игровой мотивации из набора строительных элементов целостные постройки.
  • Развивающие :
  • развивать связную речь, сенсорные способности (цвет, форму);
  • развивать у детей познавательные способности в процессе игры;
  • развивать воображение, память, произвольное движение рук.
  • Воспитательные :
  • учить детей любить сказки и сопереживать их героям;
  • учить детей, не боясь, входить в контакт со взрослыми.

Предшествующая работа:

  • Знакомство с дидактическими играми: «Кто как кричит», «Кто в домике живет».
  • Чтение простых кумулятивных сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Лиса, заяц и петух».
  • Заучивание потешек, русских народных песенок.
  • Загадывание загадок о животных.

Дидактический материал: ширма, игрушки, игровое поле

Технические средства обучения: аудиозапись с русскими народными мелодиями.

План работы:

I. Вводная часть. Дидактическая игра «Назови и скажи, кто как кричит» – 3 мин.
II. Основная часть. Режиссерская игра – 10 мин.
III. Заключительная часть. Строительство теремка – 4 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Дидактическая игра «Назови животных и скажи, кто как кричит».

Из-за ширмы появляется игрушка – мышка.

Воспитатель: Ребята, кого вы видите?
Дети: Мышку.
Воспитатель: А как мышка пищит?
Дети: Пи-пи-пи.
Воспитатель: А вот и зайчик. Какого он цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Прискакала лягушка и заквакала. Как она заквакала?
Дети: Ква-ква-ква.
Воспитатель: Молодцы. Но вот появилась хитрая рыжая лиса. Какая лиса появилась?
Дети: Хитрая и рыжая.

Воспитатель: А кто же еще там так громко воет?
Предлагаемые ответы детей: Наверное, волк.
Воспитатель: А давайте вместе посмотрим, кто сегодня еще пришел к нам в гости.

Дети смотрят за ширму и находят волка и медведя.

Воспитатель: Так как выл волк?
Дети: У-у-у.
Воспитатель: А медведь как рычит?
Дети: Р-р-р.
Воспитатель: Вот сколько много зверей пришло к нам в гости. Давайте с ними поиграем. Я взяла мышку, значит, я буду «мышкой». А ты кем будешь?

Дети определяют себе роль согласно взятой игрушки.

II. Режиссерская игра

Воспитатель: И вот все звери пошли в поле. Увидели домик. А как же называется этот домик?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Поиграем в сказку «Теремок».

И начинает развивать сюжет, одновременно выполняя роль мышки.

Воспитатель: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка (показывает). Увидела теремок, остановилась и спрашивает: Никто не отзывается. Вошла мышка в терем и стала в нем жить.

Воспитатель: Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает.

В это время ребенок показывает, как скакала лягушка по полю.

Ребенок – «лягушка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка. А ты кто?
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Воспитатель: Иди ко мне жить. Лягушка прыгнула в теремок и стали они жить вдвоем. Бежит мимо зайчик-побегайчик.

Ребенок показывает, как бежит по полю зайчик.

Ребенок – «зайчик»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «зайчик»: А я зайчик-побегайчик.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Заяц скок в теремок. И стали они жить втроем. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.
Ребенок – «лисичка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «лисичка»: А я лисичка-сестричка.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Лисичка забралась в теремок, и стали звери вчетвером жить.

Воспитатель: Вот они все в тереме живут, песни поют. Но вдруг идет мимо медведь косолапый, увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел.
Ребенок – «медведь»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик.
Ребенок – «лисичка»: Я лисичка-сестричка.
Ребенок – «волк: Я волк – зубами щелк.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «медведь»: А я медведь косолапый.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Медведь и полез в теремок. Лез, лез в теремок, никак не может влезть и говорит.
Ребенок – «медведь»: Я лучше на крыше у вас жить буду.
Звери: А ты нас не раздавишь?
Ребенок – «медведь»: Нет, не раздавлю.
Вместе: Ну, так влезай.
Воспитатель: Влез медведь на крышу. И только уселся – трах – и раздавил теремок. Затрещал теремок и упал на бок. А звери выбежали все целы и невридимы.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Что же делать? Где мы будем жить?
Дети: Мы построим новый теремок.
Воспитатель: А из чего можно построить его?
Дети предполагают: Из досок, бревен и т.д.
Воспитатель: Давайте построим из кирпичиков. Неси, лягушка, кирпичик.

Все звери несут кирпичики.

Воспитатель : И построили новый теремок. Стали жить-поживать, песни распевать.

Конспект режиссёрской игры по сказке «Гуси лебеди» в средней группе

Программное содержание :

  • Продолжать совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
  • Развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку;
  • Закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Гуси-лебеди», беседы по содержанию сказки;
  • заучивание скороговорок на четкость дикции;
  • дыхательные тренинги;

4. беседы на тему: «Запомни театральные слова», «Разные жанры сценической речи», «Второстепенные персонажи», «Интонация главных героев»;

5. подготовка реквизита.

Материал и оборудование: воздушный шарик; реквизит для показа сказки: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.

Ход:

1.Игровая мотивация

Педагог : Ребята, к нам в окно залетел воздушный шарик, он так напуган. Говорит, что за ним гнались Гуси-лебеди, шипели, кричали. Ребята, может такое быть? Какую историю мы знаем про гусей-лебедей и можем рассказать Шарику? (сказка «Гуси-лебеди»)

Педагог (Шарику): А знаешь, Шарик, мы с ребятами не только её расскажем, но и сможем показать тебе в нашем театре. А ты удобно располагайся и смотри.

2. Организация настольного театра

Педагог: Ребята, прежде чем мы начнем показ, расскажите, кто участвует в спектакле? (режиссер, актеры,художник, музыканты и т.д.) Кто такой режиссер? (Он самый главный в театре, выбирает актеров, показывает куда расставить декорации, соблюдает последовательность событий и т. д).

Педагог: Вот сейчас мы и выберем режиссера.

Педагог и дети выбирают режиссёра

Педагог: А теперь режиссер раздаст карточки с символами героев сказки. В соответствии с вашими ролями, режиссер вас расставит на игровом столе. (карточки затем убираются в коробку).

3. Расстановка реквизита

Последовательность: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.

4. Показ сказки

Режиссёр : Итак, сказка начинается…Жили-были муж да жена. И были у них дочка Машенька да сынок Иванушка. Как-то раз родители уезжали в город и наказывали дочке, чтобы она не ходила со двора, не оставляла братца одного. За это они вернутся домой с подарками. Но не послушалась девочка родителей; как только они уехали, она посадила братца у окна, а сама побежала к подружкам. А тут налетели гуси-лебеди, подхватили Иванушку и улетели. Вот вернулась Машенька

А братца-то нет! Только метнулись вдали гуси-лебеди и пропали. Догадалась девочка, кто унес её братца. Бросилась Машенька искать-догонять их. А на пути у неё печка.

М.: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

П.: Поешь моего ржаного пирожка, скажу.

М.: У моего батюшки и пшеничные не едятся.

Ничего не сказала ей печка. Побежала девочка дальше, на пути у неё яблоня.

М.: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Я.: Поешь моего лесного яблочка, скажу.

М.: У моего батюшки и садовые не едятся.

Ничего не ответила ей яблоня. Побежала сестрица дальше. Повстречала молочную речку кисельные берега.

М.: Речка, речка. Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Р.: Поешь моего молочка с кисельком скажу.

М.: У моего батюшки и сливочки не едятся.

Опять ничего не узнала Машенька. Бежит она дальше. Прибежала к дремучему лесу, как быть? Тут навстречу ей ёжик.

М.: Ёжик, ёжик, подскажи, куда гуси-лебеди улетели?

Ё.: Видел я этих разбойников, служат они Бабе, верно они утащили твоего братца, пойдем, покажу дорогу.

Показал Ёжик дорогу, а сам ушел в лес. В дремучем лесу стояла избушка Бабы-яги, а рядом на лавочке сидел её братец и играл яблочками. Схватила девочка Иванушку и бегом из леса. Заметила Баба-яга пропажу и послала помощников своих в погоню. Бежит Машенька, а тут речка.

М.: Речка, речка, спрячь нас.

Р.: Поешь моего молочка с кисельком.

Поели сестра с братцем, речка их и спрятала под крутым бережком. Полетали Гуси-лебеди, ничего не заметили, дальше полетели. Поблагодарили дети речку, опять побежали. А Гуси вернулись, догоняют Машеньку и Братца. В поле яблоня стоит, они к ней.

М.: Яблоня, яблоня, спрячь нас.

Я.: Поешьте моего лесного яблочка.

Съели дети по яблочку, укрыла своими ветками и листочками их яблоня. Полетали гуси над яблоней, ничего не заметили, прочь улетели. Бегут дети дальше, на пути им печка.

М.: Печка, печка, спрячь нас.

П.: Съешьте моего ржаного пирожка, спрячу.

Поели сестрица с братцем порожков. Спрятала их печка, полетали гуси над печкой, полетали-полетали, покричали-покричали, так ни с чем и вернулись к Бабе-яге. А Машенька с братцем вернулись домой, да вовремя. Тут и мать с отцом приехали подарки привезли. Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец!

Педагог : Вот какая поучительная сказка о том, как важно слушаться родителей. Понравились тебе, Шарик, наши артисты? Артистов попросим на поклон.

Воспитатель и дети вместе складывают реквизит на место и играют с шариком.

Конспект режиссерской игры

для детей старшего дошкольного возраста:

«Мишкин День Рождения»

Цели:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры
  • Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером
  • Развивать конструктивные способности (планирование деятельности).
  • Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки
  • Развивать интерес к режиссерским играм
  • Обогащать игровой опыт детей, опыт взаимодействия с игрушками.
  • Активизировать речь детей, воображение, мышление.

Оборудование: конверт с письмом, игрушки (медведь, заяц, лиса, пчелы, улей) ,

моно поля (цветочная поляна, лес), мелкий конструктор, кукольная посуда

Ход игрового взаимодействия:

Ребята играют в группе. Входит воспитатель, в руках у него конверт

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать?

Дети: Да!

Дети садятся рядом с воспитателем на ковре.

Воспитатель : Это письмо нам прислали ребята старшей группы из детского сада. Вот,что они пишут:

«Здравствуйте ребята! Мы в детском саду очень любим играть. У нас есть много интересных игрушек. Вчера мы придумали интересную историю.

У медведя Топтыгина было день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей - зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на День рождения! Зайка сказал: « Придумал! А давай мишке подарим мед!» Лиса спросила: « А где мы его найдем?» Тогда заяц ответил « Мы сходим на цветочную поляну и попросим пчел собрать цветочный нектар, а потом сделать мед». Веселые зайка и лиса отправились через лес на цветочную полянку. Когда звери пришли на полянку, они увидели пчел, которые кружили над цветами. И тогда лисичка спросила у пчелы « Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного меда в подарок нашему другу?»

Пчела ответила: « С удовольствием». Все пчелы дружно принялись собирать нектар. Потом они сделали из него мед и отдали зайцу с лисой. Звери поблагодарили пчел и отправились в гости к медведю. Мишка был очень рад такому подарку. Он усадил гостей за стол и стал угощать сладостями. Замечательный получился день рождения!!!»

Ребята, а у вас может получиться такая история? Есть ли у вас такие игрушки? Напишите нам, пожалуйста, ответ!

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, а у нас с вами может получиться такая игра? Есть ли у нас такие игрушки?

Дети : Да! У нас есть такие игрушки!

Воспитатель: Ребята, давайте сначала определим, что нам нужно для игры и где с вами мы будем играть?

Дети определяют удобное место для игры (либо стол, или ковер и пр.)

Дети: Для игры нам нужны игрушки - заяц, медведь, лиса, пчелы. Еще нужен улей, цветочная поляна и пр.

Дети подбирают соответствующее оборудование. Далее происходит проигрывание предложенной ситуации.

После игры воспитатель совместно с детьми оценивает игру

Воспитатель: У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями?

Ответы детей

После игры (или на следующее утро) воспитатель с детьми пишут ответ на письмо.

Конспект режиссерской игры «Поиск внучки Машеньки» в подготовительной группе детского сада

Цель занятия:

Развивать у детей интерес к режиссерским играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между ребятами выбравшими определённые роли.

Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки.

Обогащать игровой опыт детей, опыт манипулирования игрушками.

Развивать творческие способности детей.

Активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление.

Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры.

Материал:

Ширма, куклы «би-ба-бо», пальчиковый театр, фигурки животных, декорации деревьев, разные домики.

Предварительная работа:

Изготовление и подбор необходимых атрибутов для игры, сюжетно-ролевые игры, дидактическая игра «Дикие животные и их детеныши», инсценирование сказок.

Ход:

Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказку. Как вы думаете, чем сказка отличается от рассказа? /В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать/.

Вот перед вами разные театры: пальчиковый, настольный, «би-ба-бо», маски разных животных, игрушки; декорации, ширма.

Хорошо подумайте, кто какую сказку может придумать и показать остальным ребятам.

Пожалуйста, Саша. Выбирай себе героев. /Дедушка, бабушка, внучка,матрешка, белка, заяц с зайчиком, сорока, баба Яга /.

«Однажды внучка Машенька вместе со своей подружкой матрешкой пошли в лес за ягодами. Обещали бабушке с дедушкой быстро вернуться, как только наберут ведерко ягод. Прошло уже много времени, а их все нет и нет. «Видно что-то с ними случилось?» - подумали они и решили пойти их искать. Дорога дальняя, внучка давно ушла, голодная, наверное, нужно взять какую-нибудь еду, ну, морковку, орешки, конфеты, например.

Собрали дед с бабкой корзину с угощением и отправились в дорогу. Шли, шли, наконец, впереди показался густой лес. Зашли они в чащу, огляделись, везде высокие деревья, стали кричать Машеньке, чтобы она отозвалась. А вместо ответа на их головы шишки посыпались, они только головы уворачивать успевали. Наконец, они смогли посмотреть наверх, и увидели, что на сосновой ветке сидит белочка и держит в лапке шишку.

-«Ты почему бросаешься на нас шишками, белочка? – спросил дед.

- «А вы почему кричите в лесу? Вы меня и моих бельчат напугали, разве вы не знаете, что в лесу нужно вести себя тихо.

- «Прости, нас белочка. Мы извиняемся перед тобой, но у нас горе большое: внучка с матрешкой потерялись в лесу, вот мы их и зовем. А ты их не видела?».

- «Нет, не видела. А вот спросите сороку- белобоку, она все новости лесные знает, везде летает».

- «Спасибо, белочка, вот твоим бельчатам орешки от нас». /Спасибо/

- «Сорока-сорока, не видела ли ты нашу внучку с ведерком, она за ягодами пришла?»

- «Видела, они такие маленькие, как же вы их отпустили одних: у нас в лесу страшно, и волк может поймать, да и баба Яга не дремлет. Они были здесь, а потом нашли маленького зайчика, он под деревом сидел и плакал, домой дорогу не мог найти. Вот они и решили его к зайчихе отнести. Так что, хоть они и маленькие, но добрые, в беде друзей не бросают.Идите мимо сломанной сосны вон к той березе, а потом под горку, там под кустами увидите домик зайчихи. Поторопитесь». /Спасибо/.

Пошли дед с бабой дальше, а на улице уже темнеет, страшновато становится, но что делать? Прошли мимо сосны, миио березы, спустились под горку, смотрят, виднеется домик. Подошли к нему, заглянули в окно, а там сидят зайчата с мамой-зайчихой за столом, а перед ними листок капусты. Постучали в окно дед с бабой, зайчата прижались к маме, трясутся.

- «Не пугайтесь, зайчатки, это дед с бабой, внучку свою ищем. Вы не видели их?»

- «Как же, конечно, видели, они нашего зайчика привели, и ягодками нас угостили, а сами тоже домой торопились. Спасибо вам за внучку. Добрая она у вас. А теперь идите вдоль речки, только осторожно, там баба Яга живет». /Спасибо, зайчиха, вот вам морковку для зайчат/.

Пошли они дальше мимо речки, увидели домик на курьих ножках. Подошли тихо-тихо, заглянули в окно, а там на скамейке сидят связанные Машенька да Матрешка и плачут. А баба Яга печку топит, хочет сварить их да съесть. Достала она чугунок, хотела воды налить, да воды не хватило, взяла ведро и пошла на речку за водой. Пока она ходила, дед с бабой зашли, развязали Машеньку с матрешкой и бегом оттуда. А баба Яга вернулась, смотрит, а детей-то нет, села в ступу и полетела за ними.

Дед с бабой бегут, дети за ними, под кустиками прячутся, себя не показывают. Баба Яга мимо пролетела, их не увидела.

Вернулись они домой, радостные, счастливые, хоть и без ягод, и без ведерка. Вот так закончилась эта сказка».


Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания
индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому
важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям
индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.
Обычно
ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей,
взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удается накинуть на
него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети
пытаются уединиться для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за
кустами, верандой и т. д. К сожалению, типовые проекты зданий не учитывают
потребность ребенка в индивидуальной игре. Но во многих дошкольных
учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки
организации соответствующих условий для развития игры: единое пространство
групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие
ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Внедряются и некоторые
архитектурные новации: в групповой комнате встраиваются одно-, двух- и
трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные

Ниши, подиумы и т. п. Используется крупное игровое оборудование (домики,

загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не
чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

у читывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр,
педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка.
Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает
интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Так, услышав, что Саша с
увлечением рассказывает о том, как он ходил вчера в зоопарк, педагог предлагает
ему набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видел? Расскажи и
покажи». Возникает игра в зоопарк, требуется сделать клетки для животных, в ход
идет строительный материал, затем используются фигурки людей (посетители,
служащие).



Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма,
прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений
и знаний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи,
пожалуйста, что там случилось с Винни-Пухом В гостях У Кролика». Можно
рассмотреть с ребенком иллюстрации в книге, попросить рассказать, а затем
показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют
появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в
сотворчество
с педагогом.
Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-
разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с тобой вместе,
как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее
закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т. п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для
их развития.
Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту,
оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все
это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей
младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию
игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее
включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель
предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с
образом доктора:

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие
игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более
детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное
представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети
охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В
качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е. М.
Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением
(человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. Кравцова
трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды

транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью
развития творчества Е.Е.Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые
кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с
развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники
могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой
работе своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового
материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое
(фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании
игры - убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес
играющего ребенка.
Лучше прибегать к постановке проблемного задания
(<<Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса
(<<Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое
вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим
особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Гаспарова Е.М.